Воскресенье, 08.12.2024, 12:41
Приветствую Вас, Гость

Паспорт доступности

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме

Порядок работы психолого-медико-педагогической комиссии

Презентация "Возможности инклюзивного образования в ДОУ"

Презентация "Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования"

Модель инклюзивного образования

 

Демократические преобразования, происходящие в России, процесс вхождения в мировое экономическое сообщество обусловили изменение отношения общества к проблемам людей с особыми образовательными потребностями.

      На Западе идеи инклюзивного образования стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов.

      С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья к которым относятся также дети с задержкой психического развития.

       По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:

1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). 

  Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОУ и инклюзивного обучения.

     Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

      Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Непосредственное включение детей с ЗПР в общеобразовательные группы ложится на плечи самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ.

       И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма.

       Единый квалификационный справочник должностей работников образования предусматривает основные составляющие компетентности педагогических работников:

-профессиональную компетентность (качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических задач, возникающих в реальных ситуаций педагогической деятельности, владение современными педагогическими технологиями, педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, снятие стрессов, оценочно-ценностной рефлексии и др.),

-информационную компетентность (качество действий работника, обеспечивающее эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, квалифицированную работу с информационными ресурсами, использование информационных технологий в образовательном процессе),

-коммуникативную компетентность (качество действий работника, обеспечивающее эффективное конструирование речи с другими людьми, тактику и технику взаимодействий с людьми, умение убеждать, аргументировать свою позицию, отбором адекватных форм и методов презентации);

-правовую компетентность (качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов для решения профессиональных задач).

         Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует серьёзной работы по подготовке компетентных педагогических кадров.

Самое главное это необходимость менять сознание педагогов и общества в отношении нахождения рядом с ними «таких» детей. Для этого понадобятся многие годы.

Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.